В наши злые и лживые времена появление повсеместно фальшивого «православия», которое поднимает голову и устанавливается в мире, это исключительно печальный, но, к сожалению, уже несомненный факт. Это лжеправославие яростно стремится подделаться под истинное православие, как в свое время антихрист будет стараться занять место Христа, подменить Его собой.
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Истинное христианство и христианство бутафорное хотя пока ещё и уживаются вместе, но придёт время, когда разделение произойдёт и большая часть немощных христиан окажется на стороне лжецеркви, признает Христом – антихриста и начнёт вместе с ним люто гнать малое стадо истинных христиан. Уже теперь, хотя по букве эти люди православные, по духу они уже часто напоминают еретиков ..."христиан" становится все больше, а истинных поклонников Христа Господа – все меньше. Недостаток будет не во внешнем – формальном – знании буквы христианского учения, его правил, канонов, обрядов, даже канонического стиля православной иконописи и церковного пения. Теперь главная болезнь мира всяческое удаление от истинно христианского, глубоко покаянного, смиренного, деятельного образа жизни – в духе прежних истинных христиан. Последнее христианство возьмёт от древнего только оболочку, содержание же незаметно будет подменено новым духом, иным стилем жизни, образом мышления и другими ценностями.
В среде наших верующих уже давно идет какой-то страшный процесс внутреннего охлаждения к Божественному, омертвения и отчуждения к небесному, процесс отступления, измены Православию, тайного отречения от Бога. Но при этом внешнее исповедание веры как будто растет, ширится. Как много желающих приобщиться к поверхностной вере, сделать несколько любопытных шагов в прекрасный мир христианства и как мало желающих идти до конца этим путем, путем узким и скорбным, оставить всю свою прошлую жизнь, отвергнуться себя, не оборачиваться к оставленному позади Содому. Внешность сегодняшнего православного христианства украшается и торжествует, приемлется миром – внутренняя же жизнь крайне оскудевает духовностью и отличается небывалой немощью. О Церкви, о вере, о христианстве – разговоров все больше, а деятельной жизни по вере, внутренней борьбы со страстями – все меньше. Истинная духовная жизнь подменяется прямо ей противоположной – исканиями душевных наслаждений. Сегодня религиозные поиски, – это чаще всего поиски не Царствия Небесного, а некоего царства поднебесного, которое стелилось бы густым розовым туманом по поверхности всё той же, уже так слюбившейся нам, земли и дарило бы всё те же земные удовольствия, только без скорбей и без помех, без затрат сил и в изобилии.
Дьявол ни в коем случае не противник религии вообще, а скорее наоборот, он то и есть основатель большинства религий. Дьявол и правоверных христиан старается уклонить не прямо в неверие, а в искаженную веру, – дьяволу нужна религия, только как можно более универсальная, аморфная, адогматическая, туманная, как можно более расплывчатая, чтоб привлечь возможно большее число людей к поклонению антихристу и в его лице самому сатане. Дьявол будет препятствовать не внешней, словесной проповеди Евангелия, а исполнению заповедей Христовых, углублению в саму суть христианства, всячески будет обмирщать, приземлять и рационализировать понятия веры Христовой. Само же по себе секуляризованное христианство, с обрезанными крыльями, не только не страшно дьяволу, но еще и сослужит ему службу: ведь и антихрист будет выдавать себя за Христа.
Сейчас во всем мире проводится активная работа для того, чтобы подготовить пути антихристу, всеми этими мероприятиями руководят сами темные силы. Начинается страшное, жестокое гонение на человеческую совесть, нравственные ценности и духовность. Человек безнравственный, не знающий свое Отечество, не знающий опыта и духовного богатства своих предков, ищущий лишь сиюминутного удовольствия, живущий только для сегодняшнего дня – вот наилучший материал, из которого должен быть создан человек для нового мирового порядка. Вместе с этим подразумевается, что человек должен остаться религиозным – антихрист
возжелает, чтобы ему было дано поклонение, и не так, как талантливому человеку, а как божеству. За ним же стоит дух тьмы, который горит жаждой божественного поклонения. Таким образом для создания этого нового общества нужно три фактора: экуменическая религиозность (религия без благодати), безнравственность (человек, потерявший совесть), потеря связей с былой нравственной и духовной культурой (общество, не имеющее истории).
архимандрит Лазарь (Абашидзе).